Музыкальное произведение. Особенности коротких композиций

Пробежав глазами концертную программку какого-нибудь большого зала, вы сразу же отметите поразительное разнообразие исполняемых произведений. Действительно, в программу любого концерта, как правило, входит симфония (неслучайно многие большие оркестры называются симфоническими). В ней можно найти практически любое музыкальное произведение, предназначенное для концертного исполнения. Немалое место в программах концертов занимают короткие «дополняющие» композиции, которые исполняют в начале и в конце. В отличие от симфоний и концертов их не всегда можно объединить в рамках какого-либо жанра.

Составитель концертной программы должен учитывать разнообразные интересы и вкусы зрителей. Перед серьезным современным произведением желательно поставить хорошо известную увертюру; концерт лучше закончить каким-либо ярким номером, как, например, «Болеро» Равеля. Существует достаточное количество «дополняющих» композиций, не говоря уже о вариациях и аранжировках. Есть также дивертисменты — легкие развлекательные музыкальные пьесы. Термином «дивертисмент» Моцарт обозначал иногда свои серенады. Бартоку принадлежит «Дивертисмент для струнных». Многие произведения этого жанра не имеют в своем названии какого-либо термина: «Планеты» Холста, «Море» (Три симфонических наброска), которое с полным на то основанием можно назвать симфонией.

Есть также более короткие шедевры музыкального мира, которые вызывают в воображении какую-либо определенную картину, настроение: «Вальс» Равеля или «Дева и соловей» Гранадоса. Многие необычайно сложные современные композиции вообще не поддаются классификации. «Группа» Штокхауаена — один из таких примеров. Существуют, наконец, произведения для певцов — оратории и другие хоральные сочинения, симфонии-кантаты, как, например, «Песнь о Земле» Малера. И тем более невозможно определить жанр такого экстравагантного творения, как разухабистые песни матросов из «Променадконцертов» Генри Вуда.

Музыкальное произведение. Увертюра

Музыкальное произведение. Увертюра
Фото: photopodium.com

Увертюра предваряет крупные произведения, обычно оперы. Чаще других исполняется написанная подобным образом музыка Моцарта и Россини.

Многие композиторы писали и пишут увертюры — отдельные произведения. Некоторые из них описательные. Например, «Фингалова пещера» Мендельсона изображает шотландский пейзаж; другие создаются в честь каких-либо событий — Брамс написал «Академическую торжественную увертюру» после получения им почётной степени Немецкого университета. Наиболее захватывающее из таких произведений — увертюра «1812 год» Чайковского, во время исполнения которой для достижения полного эффекта звучат пушечные залпы. Сам композитор называл ее очень громкой и шумной. Написанная в 1882 году, она отражает поражение Наполеона и французской армии в войне 1812 года.

Музыкальное произведение. Прелюдия

Музыкальное произведение. Прелюдия
Фото: musicpiya.com

Прелюдия служит вступлением к большому произведению и представляет собой более короткую разновидность увертюры. Вагнер написал к «Тангейзеру» и «Нюрнбергским мейстерзингерам» отдельные предваряющие композиции, в то время как в «Золоте Рейна» и «Тристане и Изольде» они выливаются в основную часть без какого бы то ни было перерыва. Прелюдия как самостоятельное произведение встречается редко. Исключительно ярким примером является «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, написанная по мотивам стихотворения Малларме. Музыка передает атмосферу жаркого полдня. Фавн — это получеловек из классической греческой мифологии.

Музыкальное произведение. Сюита

Музыкальное произведение. Сюита
Фото: kidsreview.ru

Сегодня сюитой может быть любой цикл из нескольких частей, соединенных между собой. А вот раньше данное слово обозначало последовательное исполнение танцев для оркестра, камерного ансамбля или солистов, написанных в одной и той же тональности, но контрастирующих между собой изменяющимся темпом. Наиболее распространенный вид сюиты — музыка для балетов и спектаклей, как, например, «Спящая красавица» Чайковского, «Дафнис и Хлоя» Равеля и такое изумительное произведение, как «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. Последнее было написана в 1826 году, когда композитору было всего 17 лет. В ней ему удается передать волшебство и очарование шекспировской пьесы. Первые аккорды создают атмосферу сказочной страны. Затем мы слышим пронзительный крик Боттома, превращенного в осла. Семнадцать лет спустя Мендельсон расширил увертюру до полномасштабной сюиты, включающей в себя знаменитый «Свадебный марш», который и поныне исполняется на церемониях бракосочетания.

Музыкальное произведение. Серенада

Музыкальное произведение. Серенада
Фото: playcast.ru

По-итальянски «sera» означает «вечер»; серенада в буквальном смысле слова — «песня теплого вечера (ночи), которую исполняет поклонник под балконом возлюбленной». Этим термином обозначают короткую сюиту к какому-либо легкому произведению. Мастером такой музыки был Моцарт. Его «Серенада для тринадцати духовых инструментов» — образец такой «беззаботной» музыки для аристократической компании. Чайковский и Элгар писали прекрасные серенады для струнных. Моцарт также написал «Маленькую ночную серенаду» для струнного оркестра (1787).

Музыкальное произведение. Вариации

Музыкальное произведение. Вариации
Фото: afisha.sputnik.ru

Эта форма находит свое место не только в классической, но и в фольклорной музыке, и в джазе. Вариации представляют собой произведение, которое образует несложная тема с последующим рядом ее видоизмененных повторений. Чаще всего они пишутся для клавесина и фортепьяно. Но существуют также и оркестровые версии, наиболее известными из которых являются «Вариации на тему Гайдна» Брамса. Другой шедевр этого жанра — «Загадка» Элгара. Музыкальный гений посвятил это произведение своим друзьям: каждая вариация — портрет кого-то из них. Отдельных композиций удостоились не только жена и издатель, но даже собака друга.

Музыкальное произведение. Аранжировка

Музыкальное произведение. Аранжировка
Фото: nick-kuxna.ru

До изобретения фонографа обычное оркестровое произведение могло получить широкую известность только благодаря исполнению на фортепьяно. Сегодня мы имеем обратную картину: композитор аранжирует свой шедевр для клавишных с тем, чтобы он зазвучал шире, полнее, засветился красками. В качестве яркого примера здесь можно назвать аранжировку фортепьянных произведений Россини, на основе которых Респиги написал балет. Величайшим гением в данной области был, возможно, Равель, который обрабатывал собственные композиции. Лучшей его аранжировкой считают оркестровку фортепьянной сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».

Последняя представляет собой практически новое произведение. Сюита Мусоргского состоит из нескольких музыкальных зарисовок к картинам его друга Карла Амадеуса Хартмана: «Избушка на курьих ножках», «Два еврея» и «Богатырские врата». Равель как бы расцветил черно-белые картинки, изображенные музыкальным гением.

На этом у нас все. Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.

Присоединяйтесь к нашей группе Vk, чтобы быть в курсе новых событий.

Также рекомендуем к прочтению статью: Русские рок-группы. Рок-музыка XX века

Вам понравилась эта статья? Мы будем рады, если вы поделитесь ссылкой этой страницы с друзьями?

Post Author: YaUmen.ru